Что такое психомоторное развитие
Этот термин употребляется по отношению к маленьким
детям недаром. «Психо» означает «душа», «психика»; «моторное» - значит
«двигательное». Пока ребенок еще не умеет говорить (и, стало быть,
проходить психологические тесты), судить о его психическом развитии
можно только по тому, имеет ли он нормальные для его возраста
двигательные навыки и стереотипы. «Нормы» эти,
разумеется, довольно условны, возрастные границы здесь весьма
расплывчаты, и все-таки мы приведем их, для того чтобы родители могли
хоть как-то оценить развитие ребенка и, с одной стороны, не требовать
от него слишком многого, а с другой - не пропустить признаков
отставания в развитии. Итак, что же умеет делать грудной ребенок? - 1 месяц.
Приподнимает головку, когда его кладут на живот, но еще не держит ее.
Реагирует на яркие цвета и громкие звуки. Может узнавать родителей по
голосу и искать их глазами. - 2 месяца.
Лежа на животе может удерживать головку некоторое время (несколько
минут). Выражает беспокойство или боль криком. «Гулит», когда у него
хорошее настроение. - 3 месяца.
Физиологический гипертонус мышц постепенно исчезает. Ребенок уверенно
тянется ручками к игрушкам и может удерживать их, ощупывает и
поглаживает различные предметы. Лежа на животе может приподниматься на
руках и опираться на них; делает попытки (иногда успешные)
перевернуться со спины на живот и на бок. Находясь на руках у
взрослого, уверенно держит голову. Часто улыбается окружающим; начинает
выражать симпатию определенным людям. В это же время формируется так
называемый комплекс оживления: при общении с близкими (симпатичными
ему) людьми малыш оживленно двигает ручками и ножками, улыбается,
«гулит». - 4 месяца. Во время
кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Поворачивает
голову в сторону источника звука, много «гулит». Как правило, умеет
поворачиваться на бок. Смеется, когда с ним играют, может заплакать,
когда игра прерывается. Выражает любопытство при виде новой погремушки.
Настроение может очень быстро меняться. Пытается обратить на себя
внимание родителей: постукивает погремушкой или плачет. В этом возрасте
нужно побуждать ребенка к тому, чтобы он сам взял игрушку: покажите ему
погремушку, приблизьте к его ладошке, но не вкладывайте в протянутую
руку. - 5 месяцев. Может
поворачиваться на живот, а лежа на животе опирается на ладони
выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и верхнюю часть туловища.
Более уверенно тянется за игрушкой. Сердится, когда у него что-нибудь
отбирают. Узнает близких людей по голосу, различает строгую и ласковую
интонацию, начинает реагировать на свое имя. - 6 месяцев.
Сам еще, как правило, не садится, но сидит, если его посадить. Стоит
прямо при поддержке под мышки, поднимается на ноги, если его потянуть
за руки. Переворачивается со спины на живот и пытается ползти.
Настораживается при виде незнакомых людей. Радуется, когда видит других
детей. «Все тащит в рот». - 7 месяцев.
По просьбе взрослого находит взглядом предмет, если тот находится на
своем обычном месте. Много лепечет, повторяет одни и те же слоги.
Проявляет нечто вроде чувства юмора: может рассмеяться, если взрослый,
например, сделает смешную гримасу. Выразительно дает понять, что хочет,
чтобы его взяли на руки. Некоторые дети к этому возрасту уже начинают
ползать, что очень важно для профилактики нарушения осанки. - 8 месяцев.
Подражает действиям взрослого. По просьбе выполняет многие разученные
действия - «ладушки», «дай ручку» и т. п. С помощью взрослого может
пить из чашки. Улыбается при виде своего отражения в зеркале и трогает
его. Как правило, болезненно реагирует на расставание с родителями, не
любит подолгу оставаться один, хотя способен довольно долго
самостоятельно заниматься игрушками. - 9 месяцев.
Хорошо знает свое имя; ползает, самостоятельно сидит, сам ложится и
садится. Встает на колени, стоит при поддержке за одну руку, делает
попытки стоять без опоры. При поддержке за руки может ходить. Движения
рук становятся более совершенными: перекладывает предмет из одной руки
в другую, собирает мелкие предметы. С удовольствием демонстрирует свои
навыки, например игру в «ладушки». Начинает чувствовать настроение
другого человека: при виде плачущего может тоже заплакать. - 10 месяцев.
Появляется чувство ревности - может заплакать, если в центре внимания
окажется другой ребенок. Начинает осознавать, когда его поведение
одобряют, а когда - нет. В этом возрасте ребенка можно побуждать к
тому, чтобы он пробовал ходить без поддержки. Только ни в коем случае
не держите его за одну руку: во-первых, это может привести к нарушению
осанки, во-вторых - к вывиху локтевого сустава. - 11-12 месяцев.
Самостоятельно стоит, поднимается и приседает, нагибается за игрушкой.
Многие движения предпочитает делать правой рукой (если, конечно, он
правша); может взять двумя пальцами мелкий предмет, пытается снять
носок или ботинок. В незнакомой обстановке чувствует себя дискомфортно.
Имитирует жесты и звуки. Пытается «самоутвердиться», особенно в
присутствии старших братьев или сестер. Может влезть на невысокий
диван, залезть под стол. Очень быстро ползает, делает первые
самостоятельные шаги. За первый год жизни человек
приобретает больше знаний, навыков и умений, чем за всю последующую
жизнь. Но для этого с ребенком необходимо как можно больше общаться.
Известно, что дети, оказавшиеся с рождения в детском доме, как правило,
отстают в развитии. Когда маленький (тем более - грудной) ребенок
«требует», чтобы с ним все время занимались, - это не каприз, а
естественная потребность. Капризы детей гораздо чаще объясняются
недостатком, а не избытком внимания. «Перекормить» ребенка общением
очень трудно. Источник: Полная медицинская энциклопедия для всей семьи. В.Г. Лифляндский
|